Рассказы о рыбах

Он увидел его первым. Сэр Ричард Френсис Бёртон

Игорь Шелестов. Исторический очерк к 155-летию открытия озера Танганьика. Опубликовано 13.02.2013

«Чем больше я исследую религии, тем больше убеждаюсь, 
что человек никогда не поклонялся никому, кроме самого себя

                                                       Сэр Ричард Френсис Бёртон 

picture-3На этой фотографии второй половины девятнадцатого века, времени, когда для изображения современников привычными всё ещё оставались краски и холст — суровый мужчина со шрамом на лице. Сомалийский дротик чудом оставивил его в живых, пробив обе щеки… Это всего лишь маленький эпизод из жизни капитана Ричарда Френсиса Бёртона, в которой опасностей и приключений было столько, что с лихвой бы хватило на десяток жизней. Сложно перечислить сколько раз он бывал на волосок от гибели, скользил между Харибдой и Сциллой… Именно этой в высшей степени незаурядной личности было уготовано судьбой первым среди европейцев увидеть озеро Танганьика… 

Давайте на минуту задумаемся, чем была длительная экспедиция в неизведанные районы африканского континента более чем 150 лет назад с тем уровнем технической оснастки, медицины, наконец? С высоты нашего сегодняшнего знания об Африке, это вполне можно приравнять к самоубийству. Это крайне опасное мероприятие, тяжкое испытание на грани человеческих возможностей. Смертельно опасные, зачастую неизлечимые тропические болезни, процветавшая работорговля, нескончаемые междоусобные войны местных племён, людоедство и разбои. А грабежи караванов вообще были в порядке вещей… И всё-же, это не могло остановить честолюбивых английских исследователей, жаждущих великих открытий, чувствующих великую миссию Великой Британии. Белые пятна с африканского континента исчезали тогда очень быстро и в середине девятнадцатого века были сделаны самые грандиозные открытия…

2

 picture-2

В Уджиджи начинается история исследования озера Танганьика. Мемориальная плита установленная в честь этого события

 

picture-1

..капитан Бёртон собрал угасающие силы в кулак, приподнялся на носилках и победно вознёс руки к небу. Перед ним открылась величественная гладь гигантского озера (кадр из фильма «Лунные горы» (Mountains of the Moon, 1990 г.)

13 февраля 1858 года… Восточная Африка. Окрестности Уджиджи. Подданный её Величества королевы Виктории капитан Ричард Фрэнсис Бертон собрал угасающие силы в кулак, приподнялся на носилках и победно вознёс руки к небу. Спустя мгновения окрестности огласили радостные крики проводников и носильщиков. Перед капитаном Бёртоном, лейтенантом Джоном Спиком и остальными членами экспедиции по поиску источника Нила открылась величественная гладь гигантского озера. То была Танганьика… picture-4Как в точности выглядела эта сцена мы, по понятным причинам, не узнаем никогда. Это путешествие стало тяжелейшим испытанием даже для видавших виды Ричарда Бёртона и сопровождавшего его в этой экспедиции Джона Спика. От каравана из 132 навьюченных ослов, двинувшегося в 1857 году с побережья Индийского океана через семь месяцев осталось только несколько животных (ослы погибли от укусов мух це-це). Экспедиция несла людские потери, носильщики отказывались продолжать путь и разбегались. Спик и Бёртон заболели малярией. Как сообщают нам историки, «жар, язвы на ногах, бессонница и бред с видениями сопровождали двух европейцев на пути к их открытиям. Бертон и Спик, оба в полубессознательном состоянии, постоянно подвергались нападениям бесчисленных полчищ москитов, мух и муравьев». И всё же, им удалось преодолеть тысячу километров и добраться до Казеха, где были наняты новые носильщики, пополнены запасы лекарств, воды, провианта, средств для дальнейшего продвижения зкспедиции. Были получены важнейшие сведения, что западнее и севернее Казеха лежат два огромных озера. К концу путешествия оба были в ужасном состоянии. Спик едва мог самостоятельно передвигаться, Бёртон переносил малярию хуже и его несли на носилках…picture-5

 Представить, как всё это могло выглядеть, поможет художественный фильм «Лунные горы» (Mountains of the Moon) американца Боба Рафелсона, вышедший в прокат 1990 году. Аннотация к фильму: Поразительная история встречи, дружбы и необыкновенных приключений капитана Ричарда Фрэнсиса Бёртона и лейтенанта Джона Ханнинга Спика. Верные защитники британской империи времен королевы Виктории, они отправляются в грандиозную экспедицию,

чтобы найти истоки реки Нил». picture-6Фильм очень рекомендую к просмотру тем, кому интересна история великих географических открытий вообще и история открытия европейцами Великих озёр Африки в частности.

 Возможно по этой тропе из последних сил двигалась двигалась к озеру Танганьика измученная                      болезнями и жаждой экспедиция капитана Бёртона…

 

Конечно, в фильме показана лишь маленькая толика того, что происходило тогда (в 2-х часовой ленте обо всём рассказать невозможно), но, тем не менее, смотрится эта невыдуманная, захватывающая история интереснее многих закрученных приключенческих адвентюр, выдуманных самым изощрённым сценаристом.   На пути к Великой рифтовой долине…  Наверное, потому, что до предела остросюжетную канву фильма писала сама жизнь, а полем действия была Африка — «страна работорговцев и рабов», как говорил пятнадцатилетний капитан, потрясённый, что вместо Боливии очутился у берегов страшного чёрного континента. Да, именно страшного, неисследованного и очень опасного… В фильме, как и в любом художественном произведении, внимательный зритель заметит немало неточностей. Например, Бёртон и Спик показаны там безбородыми, что не соответствовало действительности. Не особо заметен и шрам от дротика на щеках Бёртона, оставшийся после неудачной сомалийской экспедиции. Не очень похож и сам Бёртон, усы не те… Наверное, можно выпустить ещё немало критических стрел, найти много несоответствий и всё же фильм хороший, и даёт представление о замечательной викторианской эпохе — времени Великих путешественников и Великих открытий, когда исследования неизведанных уголков нашей планеты шло семимильными шагами. Побольше бы таких голливудских фильмов.                                          picture-12

picture-9

                                               Уджиджи сегодня. Улица Табора

Уджиджи, известный также как Кавеле, находится на восточном побережье озера Танганьика, 10-ю км южнее Кигомы. Это старейший город на озере Танганьика. Основан арабами, как центр работорговли. Уджиджи — ключевой пункт во многих африканских путешествиях европейцев XIX века. Это  конечный пункт старой караванной дороги ведущей от побережья Индийского океана. Уджиджи издавна известен своим рыбным рынком.

picture

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так море Уджиджи (озеро Танганьика) и озеро Виктория (Ньянза) выглядели на картах середины девятнадцатого века…

 

richard-burton-portrait-kopiya-kopiya

1. Побережье возле посёлка Уджиджи. Рыбацкие лодки 2. Возможно, с этого склона перед капитаном Бёртоном открылось «обширное пространство светлейшей и нежнейшей голубизны, лежащее в лоне гор…»

 

picture-13Сэр Ричард Фрэнсис Бёртон (1821-1890) — английский путешественник и исследователь, переводчик, учёный-ориенталист, выдающийся переводчик и лингвист, поэт, писатель, офицер Британской армии, шпион и дипломат, мастер клинка… Всего и не перечислить. Это был чрезвычайно разносторонний человек. За свою жизнь он изучил около 25 языков, стал автором множества трудов в области географии и этнографии, прославился своими переводами, был знатоком Востока и неутомимым искателем приключений. Эти таланты уживались в нём с чрезвычайно буйным, неукротимым и бесстрашным нравом. Он охотился на тигров, был первым в драках, отличался страстью к дуэлям, по словам современников, ни один другой человек той эпохи не скрестил шпаги с таким количеством противников, как Бёртон. За свой воинственный, бунтарский нрав в молодости был исключён из оксфордского Тринити-колледжа. Он прожил яркую, сверхнасыщенную событиями жизнь. Его биография, которой с лихвой хватило бы на десятерых,  даже в самом кратком изложении читается как захватывающий приключенческий роман: 

Ричард Френсис Бёртон дослужился до чина капитана в Индии. Там он получает своё первое задание и под видом богатого купца разведывает те стороны восточной жизни, которые были скрыты от колониальных властей. В 1853 году он совершил под видом паломника тайный хадж в Мекку, посещение которой европейцам было запрещено под страхом смерти, посетил вторую по значимости святыню ислама Медину, сумел зарисовать и измерить святыни мусульман. В 1854 году совершил опаснейшую экспедицию в Сомали, в ходе которой посетил запрещённый для посещения европейцами город Харар — главный в Африке центр работорговли. Выйдя «сухим из воды», на обратном пути Бёртон чудом остался в живых после нападения туземцев, в ходе которого сомалийский дротик пробивает ему обе щеки. С торчащим из головы древком капитан Бёртон спасается бегством. На обратном пути едва не погибает в африканской пустыне от жажды. Участвует добровольцем в Крымской войне на стороне Турции, естественно, отправившись на передовую, затем, становится военным инструктором.

picture-15

                                1000 сомалийских шиллингов с изображением Ричарда Бертона 

В 1856 году капитан Ричард Бёртон добивается в Королевском географическом обществе финансирования экспедиции по поиску источника Нила и в ходе неё в 1858 году открывает озеро Танганьика. Он и сопровождающий его Джон Спик остаются в живых, перенеся букет тяжелых тропических заболеваний. В 1860 году Бёртон посещает Дикий запад, изучает жизнь, обычаи и язык индейцев, посещает мормонов. После, служит консулом в Фернандо-по — острове печально известном высокой смертностью от тропических болезней, исследует дельту реки Нигер, совершает восхождение на пик Виктория, посещает Камерун и каннибалов в Конго… Будучи консулом в бразильском Сантусе, он ездит по фронтам войн того времени на южноамериканском материке, разрабатывает план исследования Патагонии и покорения высочайших вершин Анд, посещает Перу. В 1886 году капитан Бёртон получает титул рыцаря Британской империи, становится кавалером ордена Святого Михаила и Святого Георгия. Далее, служит консулом в Дамаске, а затем в Триесте (Австро-Венгрия). Ищет золото на северо-западе Аравии и в Гвинее и снова едва выкарабкивается, перенеся тяжелейшую тропическую лихорадку. Он переводит шесть томов великого португальца Камоэнса, том неаполитанских сказок, поэмы Катулла. Ричард Бёртон прославился переводами восточной эротической литературы. Они были изданы тайно, так как за это в Англии того времени их автор вполне мог оказаться в тюрьме. Именно он познакомил европейцев с «Кама-сутрой» и «Благоуханным садом», перевёл 16 томов арабских сказок, известных сегодня как «Сказки тысячи и одной ночи». Он — член Королевского Географического общества, основатель антропологического общества в Лондоне, автор множества трудов по географии, этнографии, антропологии…

picture-16

                                                                                                 Astatotilapia burtoni

В 1893 году известный английский ихтиолог и исследователь немецкого происхождения Альберт Гюнтер назвал в честь Ричарда Фрэнсиса Бёртона один из видов инкубирующих африканских цихлид встречающихся, в прибрежной зоне озера Танганьика. Астатотиляпия Бёртона (Astatotilapia burtoni) встречается повсеместно в реках и заболоченных водоёмах бассейна озера (территории Конго, Танзании, Замбии, Бурунди), а также в озёрах Киву (Руанда), Киога (Уганда) и ряде других. Вид имеет несколько цветовых вариаций и популярен у аквариумистов благодаря яркой брачной окраске самцов. В честь сэра Ричарда Фрэнсиса Бёртона назван самый большой залив на озере Танганьика, находящийся на северо-западе озера (Burton bay) 

picture-17

Здесь жил сэр Ричард Бёртон будучи британским консулом в Триесте (Австро-Венгрия). Старые и новые таблички на улице его имени

Ричард Бёртон ушёл из жизни в 1890 году в Триесте. На смертном одре он был приведён в католичество. При жизни его имя было окружено множеством слухов, у некоторых его бунтарский нрав и свободные взгляды вызывали неприятие, многих, в том числе автора этих строк, эта личность восхищает. Время оставляет для потомков главное. Великий путешественник и исследователь, бесстрашный и неутомимый искатель приключений, герой своего времени он большими буквами вписал своё имя в историю исследования Африки. О его жизни написаны книги, сняты фильмы, ему посвящены сайты Всемирной сети. 

picture-18

Мавзолей четы Бертон на римско-католическом кладбище Мортлейк возле церкви Св. Марии Магдалины (Лондон)

picture-19

                                                                   Внутри мавзолея

picture-20

   Портрет Ричарда Френсиса Бертона кисти Фредерика Лейтона. Лондонская национальная портретная галерея

Ричард Фрэнсис Бёртон удивлял, заставлял говорить о себе при жизни, продолжает удивлять, говорить о себе он и после смерти… Достопримечательностью тихого католического кладбища Мортлейк, что на северо-западе Лондона, является эксцентричный каменный мавзолей четы Бёртон в виде арабского шатра. Его Ричарда Бёртон собственноручно спроектировал во время путешествий с женой Изабель по Сирии. Дизайн мавзолея включает в себя как католические символы (вифлеемская звезда на вершине, распятие, иконы внутри гробницы), так и исламские (орнамент из полумесяцев и звёзд по периметру крыши, арабские лампы и сосуды внутри. С потолка свисают гирлянды верблюжьих колокольчиков, звук которых сопровождал Бёртона во время его странствий по Востоку. На мраморной плите снаружи — надгробная эпитафия Джастина Хантли Маккарти. Запомнившиеся мне строки:

…тот, кому приключения были как игрушки,
О последний и благороднейший из странствующих рыцарей,
Английский солдат и арабский шейх!
О певец Востока, коснувшийся лютни Камоэнса! 
 

Текст Игоря Шелестова
www.sirrichardfrancisburton.org
www.burtoniana.org
www.geografia.ru
www.alltravels.com
www.africatravelresource.com
www.galenfrysinger.com
www.uyui.wordpress.com
Олег Матвеев «Человек, который умел менять лица» (журнал GEO 5, 2000 г.)