Рассказы о рыбах

Тельматохромис виттатус

Telmatochromis vittatus научно описан Джорджем Буланже более века назад. Приметная особенность внешности этой небольшой цихлиды — сильно вытянутое, несколько коромыслообразное тело с маленькой головой и парой чёрных продольных полос. Одна, начинаясь на верхней губе, тянется через всё тело до хвостового плавника. Другая — короче, и следует по спинному гребню до окончания спинного плавника. Плавники виттатусов обрамлены тонкой голубой каймой с чёрной оторочкой.

22-1-1024x683

Полуторагодовалый самец Тelmatochromis vittatus. Хорошо видн,о, насколько острее и длиннее окончания спинного, анального и брюшных плавников, чем у самки на фото ниже:

 

2-samka

Мимолётный взгляд на Telmatochromis vittatus вызывает ассоциации с юлидохромисами. Действительно, внешность вид этих цихлид во многом перекликается, но только на первый взгляд. Достаточно взглянуть на витатусов чуть пристальнее, например, сверху, чтобы обнаружить существенные различия. Тело тельматохромисов не цилиндрическое, а сильно уплощённое с боков, имеющее лентообразную форму. С этим связана их удивительная пластичность. Витатусы способны изгибаться в самые причудливые зигзаги, крючки и скобочки, которые и не снились другим танганьиканским цихлидам. Особенно усердствуют в этом рыбы, естественно, в брачный период.

2-1-1024x683

Мои возрастные, «видавшие виды» виттатусы достигали в длину до 8,5 см, самки на примерно на полтора сантиметра уступали им в размерах. Различия у молодых производителей не столь бросаются в глаза, заметнее они у возрастных экземпляров. Крупный поджарый самец производит впечатление своей особой «муренообразной» статью. У «ветерана» окончания спинного и анального плавников длинные и заострённые, а первый луч брюшных плавников вытянут в пику. Самец крупнее, массивнее самки, имеющей скромные плавнички и чуть более выпуклую линию брюшка. Тело витатусов покрыто очень мелкими чешуйками и очень нежное на ощупь. Обращал на это внимание, когда поднимал случайно упавших на пол рыб, хотя к «прыгунам» данный вид не относится. Поднять оказалось непросто, мало того, что тело плоское не подцепишь, оно очень скользкое из-за обильно покрывающей его слизи.xd-12

Отдельно хочется сказать о продолжительности жизни этих «бесхребетных» цихлид. Тема, традиционно, туманная, имеющиеся данные всегда приблизительны, и тем важнее любая «зарубка» на эту тему. Никогда не вёл записей, но витатусы «прибыли» ко мне накануне 2006 года, а потому тот день запомнился очень хорошо. Приятно сделать себе подарок на Новый год. Из группы молодых рыб «выкристаллизовался» гарем из самца и трёх самок и просуществовал у меня без малого 9 лет. Рыборазводчиков, как правило, больше интересует репродуктивный отрезок жизни, так вот активность виттатусов в этом вопросе сохранилась до конца. Думаю, прожили бы тельматохромисы и дольше, если бы вашему покорному слуге не вздумалось устроить смену декораций в аквариуме. 

12-golova-zmei

Мечут добротно выращенные зрелые самки в среднем 50 икринок за нерест, у «молодёжи», результаты поскромнее. Икринки, для субстратокладущих цихлид, у витатусов крупные, как у альтолампрологусов

Telmatochromis vittatus и ряд схожих длиннотелых собратьев, наверное, самые мирные и спокойные Lamprologini. Даже миниатюрные ракушковые лампрологусы на порядок неуступчивей в территориальных вопросах. Уровень их толерантности, на мой взгляд, близок к абсолютно нейтральным в межвидовых отношениях Xenotilapia. Они не будут давать отпор «жесткому» противнику, да и зачем? Это не «их метод».

 

picture

Они предпочтут уступить дорогу (на фото справа — «осада» длилась недолго») . «Жизненное кредо» виттатусов — приспосабливаться жить повсеместно и избегать конфликтов. Оставаясь «на втором плане», им удаётся неплохо сосуществовать с самыми разными соседями, порой, гораздо жёстче, чем этот звёздчатый сосед справа. Безоговорочные доминанты привыкают к покорности виттатусов и не видя в них соперников. Длиннотелые не встречают особо «в штыки» даже откровенную «мелочь, исключая разве что ближайшие подступы к гнезду. Если противник сильнее, самец попытается увести его от гнезда или попросту уплывёт, а самка настолько глубоко забьётся в спираль раковины, что «агрессор» и не поймёт, что она здесь.

 

3-7

Для гнезда самка выберет максимально недоступную полость, хороша если вход в неё будет поуже. Гибкое, как верёвка тело позволяет ей развернуться в самом маленьком укрытии, откуда, чуть высунувшись головой наружу, очень удобно осуществлять «мониторинг». После нереста самка неотступно находится рядом с кладкой, иногда можно заметить, как она покачивается, обмахивая кладку плавниками. В нерестовой период повадки витатусов напомнили мне крупных лампрологусов. Тут и «падения ниц» перед партнёршей (плашмя на грунт), и резкие броски у гнезда с целью «посадить» на него самку, и «мужское недоверие»….Правда, брачный период тут обходится без острых выпадов в отношении кого-либо. После икрометания самец может плавать где угодно, но периодически наведывается в гнездо «с инспекцией». Довольно бесцеремонно влезает, протискивается к самке в нору, и, удостоверившись, что всё в там порядке, выплывает. так поворяется по многу раз в день. Исчезновение кладки почти всегда приводит к ссоре.

5-para-u-nerestilishha

 

Базируется Telmatochromis vittatus в южной оконечности озера Танганьика, у берегов Замбии. Благодаря Ad Konings, сделавшему здесь множество погружений, известны популяции близ Chituta, Kambwebwe, Isanga и Sumbu. Витатусы обычно занимают в озере каменистую и переходную зоны. Внешне, среди географических рас серьёзных отличий не наблюдается, но одна из них имеет интересную особенность. Популяция обнаруженная близ Sumbu использует в качестве укрытия и субстрата для нереста пустую раковину Neothauma. На треть примерно ракушковая популяция уступает собратьям в размерах. Примечательно, что прибрежные воды Sumbu — родина ещё одной, единственной в своём роде «ракушковой» формы жизни — Altolamprologus compressiceps Sumbu «shell»
Длительное время наблюдаю Telmatochromis vittatus
 и для меня не удивительно, что те в озере смогли освоить раковины. Я обратил внимание, что всем другим укрытиями в аквариуме, раковины предпочитаются чаще всего. Тот же интерес к панцирю моллюска в аквариуме проявляют и многие другие танганьиканские цихлиды, видимо спиральная структура для рыб выглядит привлекательно, а потом столь же надёжной полости среди камней может и не быть. Изобразить из своего тела некое подобие спирали для витатусов не проблема, а потому их привязанность к «ракушковому варианту» ещё сильнее. С незапамятных времён у меня хранилась гора черноморских рапан и я немного «доработал» несколько штук, сделав скраю смотровой лаз. Поставив раковину входом на грунт, получаешь своего рода «конуру» удобную для рыб. Группе витатусов новое укрытие пришлось «по вкусу» настолько, что стая взволнованно плавала вокруг, пока одна особь не юркнула внутрь, а за ней ещё и ещё. Конкуренция была нешуточная. Я «доработал» ещё несколько ракушек и с тех пор моих витатусов и не заставишь искать им альтернативу. Интересно, что и миниатюрные Neothauma привлекли их внимание. Некоторым молоденьким самочкам задача разместиться в миниатюрном укрытии оказалась вполне «по плечу», похоже, в естественной среде обитания отсутствии камней и было «спусковым механизмом» появления «ракушковой» формы жизни. 
Однажды, одну из таких рапан я постави на высокий камень с плоской вершиной. По замыслу, поставленная на высокий камень ракушка должна  «разгрузить» дно. Это даст возможность подселить в аквариум новых рыб, «оживить» толщу воды. «Ход конём» себя оправдал. Уютная полость не оставила тельматохромисов равнодушными. Один из самцов-виттатусов быстро оценил все преимущества «высокого положения» и обосновался внутри. Здесь он недосягаем для докучающих ракушковых и, на китайский манер, может сверху наблюдать «битву двух тигров в долине». Рядом снуют лишь циприхромисы, да «висят» на камнях неоны… 

Брачный танец самца виттатуса сподвиг меня на съёмку своего первого «рыбного клипа». И десять лет назад и сейчас я делаю это одной и той же цифровой «мыльницей». Приоритет отдаю фотографии

 Когда, тельматохромисы достигли половозрелости, на каменной вершине стали разыгрываться занятные сцены. Взволнованный приближением самки, самец резко выскакивает из раковины навстречу и «рассыпает» целый каскад резких движений-бросков. Явно призывает самку посетить «холостяцкое» логово. И она готова. Сгибается дугой, в разнообразные зигзаги и выцветает почти до полного исчезновения полос. Похожие брачные игры с поправкой на индивидуальные особенности, можно наблюдать у целого ряда лампрологусов, но в исполнении длиннотелых тельматохромисов они особенно изящны и грациозны.
 11-1-1024x683

Условия содержания Telmatochromis vittatus в аквариуме — общие для всех цихлид озера Танганьика. В природе витатусы питаются мелкими беспозвоночными. Склёвывают их с камней и в желудок попутно попадают обрастания. В условиях аквариума, при частом и неумеренном кормлении высококалорийными кормами, у тельматохромисов могут случаться пищевые токсикозы. Как видно на некоторых «озёрных» фотографиях, не прочь виттатусы полакомиться икрой крупных лампрологусов, опрометчиво оставивших ненадолго кладку. Значит, витатусы всегда рядом, значит, способны незаметно существовать поблизости весьма жёсткотерриториальных видов.

На сегодняшний день, без учёта географических рас, род Telmatochromis насчитывает шесть видов: Telmatochromis bifrenatus, T. brachygnathus, T. brichardi, T. dhonti, T. temporalis, T. vittatus. Бросается в глаза то, что некоторые из них имеют удлинённую, а некоторые обычную форму тела. Исходя из своего опыта, могу констатировать, что все длиннотелые виды миролюбивы по танганьиканским меркам, тогда как все «короткотелые» — крайне жёсткотерриториальны. Причём среди последних есть такие «суровые ребята», которым по силам, «показать своё место» кому угодно, не взирая на размеры.kkak-016

Telmatochromis vittatus «роль второго плана» в аквариуме вполне устраивает. Во внутривидовых взаимоотношениях всё не так безоблачно. Самка может не нравится и тогда может лишиться пары лучей хвостового плавника, к примеру. Он пускает на свою территорию только созревших особей. В поведении виттатусов есть всё, что я люблю у лампрологусов, плюс, они не столь резки как собраться по трибе. Самец способен контролировать 2 — 3 самок и лучше, чтобы гнёзда были максимально удалены друг от друга, так как самки склонны конкурировать. Самец периодически навещает их всех, ныряет в гнездо с проверкой, поигрывает. В этом аквариуме потомство от всех трёх самок я получал почти одновременно. Вариант отдельного содержания пары или небольшого «гарема» виттатусов не назову плохим, но мне он показался не очень эффективным из-за частых внутривидовых склок, вследствие излишней сосредоточенности партнёров друг на друге. Гораздо интереснее держать виттатусов группой в общем аквариуме с другой Танганьикой. Стая полосатых подвижных «вьюнов», активно общающихся между собой, смотрится превосходно и здесь не бывает «изгоев». Внутри группы образуются «союзы» на время икрометиания. Возможно, «моногамия» некоторым образом проявится в виттатусах, если предоставить паре большой водоём с множеством укрытий и не беспокоить. Будет ли это аквариумисту — вопрос другой.

Виттатусы перекликаются внешним обликом с юлидохромисами, но они подвижнее на порядок и не такие «домоседы». Поэтому, если решите поэкспериметировать с отдельным содержанием Telmatochromis vittatus, выбирайте аквариум покрупнеее. 

3-storozhok

Сторожок…

Для всех ценителей танганьиканской ихтиофауны

Текст и фотографии Игоря Шелестова